вторник, 4 марта 2014 г.


Что будет с Украиной и Россией?
автор: VALERYMOROZOV


В предыдущих двух частях я постарался проанализировать происходящие в Украине процессы, роль, которую играют в них европейские страны, прежде всего Германия и ЕС, а также США  Однако, именно России предстоит испытать наибольшие последствия от окончательного перехода Украины, или ее части, под контроль США, ЕС и НАТО. Что ожидает Россию? Что делает Кремль, чтобы предотвратить угрозы?

Россия

За весь постсоветский период своей истории Россия не сталкивалась с более сложной внешнеполитической проблемой, чем украинский кризис. Не было большего вызова, больших рисков и вероятности катастрофических последствий. И с самого начала кризиса Кремль встал на путь, который толкал и Украину, и Россию к катастрофе.

Украинский народ и криминальная элита режима Януковича имели разные причины объединиться с Европой. Народ стремился к возможности жить в европейских странах, где, при всем несовершенстве государственных систем, правит закон, коррупция не носит системного характера, во главе государства не стоят преступники по меркам любого нормального общества, где соблюдаются права человека. Украинцы надеялись, что европейская система распространится по Украине, делая жизнь более честной, справедливой и человечной.


Выбора у украинского народа не было. В России в начале 90-х годов прошлого века был установлен такой же режим, что и в Украине, только с российской спецификой. В 2000-х режим в Украине окончательно оформился, избрав президентом дважды судимого за изнасилование и разбой Януковича, криминально-олигархический режим. В России, с приходом Путина, на вершине криминально-олигархической структуры были поставлены спецслужбы.


Россия остается чужеродной Европе и Америке. Она продолжает быть вероятным источником угрозы. Если раньше, при СССР, она экспортировала коммунистические идеи и революции, то теперь экспортирует коррупцию, криминал, социальную напряженность. Спортивные объекты и красочные картинки лишь на время прикрывают неприглядную реальность.

Украинскому народу освободиться от криминального режима можно было, присоединившись к Европе, или путем революции.

Клика Януковича тоже хотела постепенного поглощения Украины ЕС, надеясь получить за это легализацию наворованных богатств, сохранение своего доминирующего положения в политике и экономике Украины, входной билет в европейскую элиту, прощение грехов и, закрыв дыры в разворованном бюджете деньгами европейцев, выбраться из кризиса.

Когда стремление народа и правящего режима совпадают, стоять на пути этого стремления бессмысленно. Но Кремль избрал именно этот вариант действий. Он попытался заблокировать вступление Украины в ЕС.

Вместо того, чтобы искать компромисс, который бы позволил начать процесс интеграции Украины в ЕС, учитывая интересы России и ориентированных на Россию отраслей украинской экономики, Кремль и его говорящие головы стали убеждать Украину в катастрофических для нее последствиях евроинтеграции. И не просто убеждать, а нагнетать истерию, угрожать, запугивать. И тем самым создавать в сознании украинцев стойкую ассоциацию: Россия делает все, чтобы Украина не вошла в Евросоюз. Кремль делает все для того, чтобы спасти проворовавшийся режим Януковича. Москва делает все, чтобы самой поглотить Украину.

Таким образом, Кремль закрепил в головах большинства украинцев, ненавидевших криминальный режим Януковича, образ России как олицетворения сил, которые двадцать лет разворовывали Украину, привели страну к кризису, долгам, дефолту.

Нельзя сказать, что Москва говорила неправду о последствиях подписания Януковичем соглашения с ЕС. Соглашение, на котором настаивал Брюссель, действительно было кабальным, но оно все равно поддерживалось украинцами, которые с присущей им «легкостью ума» рассудили: «Не понравится в ЕС, выйдем. Понравится, пригласим Россию».

В тот момент Москве нужно было провести интенсивные переговоры и попытаться повлиять на Брюссель, дать возможность части промышленности, ориентированной на Россию, остаться на время вне соглашения ЕС-Украина. Это было трудно, но у России имелись большие возможности повлиять на позицию Брюсселя, а, соединив свои усилия с усилиями правительства Украины, Москва могла рассчитывать на успех. Например, сельское хозяйство из соглашения о торговле между Украиной и ЕС было исключено. Брюсселю сельхозтовары из Украины и проблемы со своими фермерами были не нужны.

Сыграла свою отрицательную роль и слабость российской пропаганды. Информационная машина, на которую правительство тратило все эти годы миллиарды долларов, не выполняла свои задачи. Это был даже не «неуд.», а полный «прогул». Чем думали те, кто на государственные пропагандистские структуры сажал коммерсантов, часто вышедших из кругов Березовского и Гусинского, далеко не симпатизирующих Путину, например, ту же Миронюк на РИА «Новости», я не знаю. Наверное, тем же местом, каким думали те, кто назначил Симоньян руководить ориентированным на зарубежную аудиторию телеканалом «Россия сегодня», превратив его в «армянское радио» из советских анекдотов, только в картинках.

Итог один: Россия проиграла информационную войну и заняла ущербную, невыгодную позицию перед началом украинского кризиса.
Олимпиада и Украина

То, что кризис в Украине совпал с Олимпиадой в Сочи, кажется случайностью только на первый взгляд. Если посмотреть на дерганья Януковича, его попытки получить поддержку, начиная от Китая, заканчивая Москвой, если обратить внимание на то, как жестко США и ЕС загоняли Киев в угол, из которого мог быть выход только через Майдан, если обратить внимание на то, как в это же время западные СМИ сконцентрировались на критике коррупции в России, заоблачной стоимости Олимпиады, на террористической угрозе в ходе ее проведения, то будет ясно, что украинский кризис и сочинская Олимпиада были тесно увязаны в планах западных политиков.

Кульминация событий на Майдане во время Олимпиады, успех которой, как всемирного праздника гарантировал Путин, позволяли нейтрализовать Россию на самом главном этапе борьбы за власть в Киеве. И Западу удалось все сделать в нужное время, в нужные сроки. Захват власти оппозицией в Киеве совпал с успешным завершением Олимпиады.

Меня критикуют за то, что я написал материал «Конец Олимпиады в Сочи» (https://valerymorozov.com/news/2035 ). В этой заметке, написанной после второго террористического акта в Волгограде, я написал, что Олимпиада в Сочи может не состояться. Я не пытаюсь быть прорицателем, а лишь анализирую события и показываю тенденции, возможные варианты развития событий.

В тот момент действительно казалось, что Олимпиада в Сочи поставлена под удар. К этому времени Россия имела соглашения со всеми главными странами и спецслужбами мира о сотрудничестве и содействии в предотвращении террористической угрозы перед и в период Олимпийских игр. Были задействованы все возможные политические и специальные каналы, чтобы предотвратить террористические акты. Было оказано давление на всех спонсоров террористов, взяты под контроль все каналы управления. И все-таки взрывы прозвучали перед самой Олимпиадой. Более того, в зарубежных СМИ сразу прозвучало, что если теракты в России повторятся, то Олимпиада будет сорвана. Рисковать жизнями спортсменов никто не будет.

Это означало, что в системе борьбы с терроризмом, которую выстроили российские спецслужбы, есть существенная брешь. Более того, по тому, как и когда были осуществлена теракты, было понятно, что эта брешь контролируется и обеспечивается не только на уровне террористического подполья, но и политическом, на том уровне, на котором было принято решение о времени и характере терактов.

Теперь ясно, что теракты в Волгограде не были направлены на срыв Олимпиады. Они были сигналом Путину, России: Олимпиада в любой момент может быть сорвана. Чтобы Олимпиада прошла с успехом, Россия должна была быть острожной, не дергаться и не создавать никому проблем.

И Россия не дергалась весь период украинского кризиса. Как сообщали СМИ, в Сочи Путин несколько раз отказывался встречаться и обсуждать с Януковичем проблемы Украины. Нужно было дождаться конца спортивного праздника. Янукович должен был маневрировать и тянуть время. И Янукович тянул время и маневрировал. Когда же Олимпиада закончилась, власть у Януковича была уже отобрана. Россия встретилась с реальностью: Украина контролировалась ЕС и США.

Интересы России

В самом начале украинского кризиса зарубежные СМИ и аналитические центры признавали, что Россия имеет несравнимо большее влияние в Украине, чем западные страны. Они же признавали, что Украина входит в сферу жизненных интересов России, и это означает, что Россия имела право биться за Украину. Это признавалось справедливым.

Интересы России в Украине, учитывая чужеродность нынешнего режима Европе, США, Китаю, исламскому миру, имеют исключительно важное значение.

Украинский ВПК является разработчиком стратегических ракет советского времени, которые находятся до сих пор на боевом дежурстве. Именно украинские предприятия осуществляют их техническое обслуживание, продлевая срок эксплуатации. Ликвидация украинского ВПК автоматически приведет к частичному разоружению России.

На украинских предприятиях производится большинство двигателей для вертолетов России, значительная часть для самолетов, производятся ракета типа «воздух-воздух». Все это может быть ликвидировано или поставлено под контроль американцев и европейцев.

Николаевские верфи, на которых могут производиться корабли с большим водоизмещением, то есть авианосцы, вертолетоносцы и крейсеры, Россия планировала использовать для перевооружения своего флота. События в Украине могут перечеркнуть эти планы.

О Севастополе и 20 миллионах этнических русских говорить не приходится.

Мир это понимал и признавал наличие стратегических интересов России на Украине.

Теперь все изменилось. Приход прозападной оппозиции к власти в Киеве сделало Украину сферой жизненно важных интересов ЕС и США. Теперь Россия не имеет права на применение силы для защиты своих интересов. Во всяком случае, она не имеет монопольного права. У США и ЕС теперь есть за что биться и что отстаивать в Украине. А через несколько дней, когда по каналам финансовых структур потекут американские деньги в Киев, Украина станет прямым должником США, фактическим вассалом. И Вашингтон уже заявил, что направляет финансовую помощь новому руководству Украины.

Все это быстро и резко сужает России место для маневра, варианты ее действий.

Деньги и перспектива демократического развития, ликвидации коррупции, освобождения от воровского режима могут окончательно оторвать от России не только западные, но и восточные русскоязычные регионы Украины. Коррупционеры и воры во власти стали разбегаться и прятаться. Киев начинает процесс назначения своих губернаторов, которые приедут в Харьков, Луганск и Донецк не только с обещанием мира и защиты от националистов, но и деньгами, то есть зарплатами и пенсиями, которые многие украинцы не получали с декабря прошлого года.

Фактически, для того, чтобы успокоить русскоязычные регионы и взять их под контроль, надо не так уж много: обеспечить гарантии защиты русского населения от националистов, отказаться от требования ЕС о сворачивании ориентированных на Россию отраслей промышленности и деньги, обеспечивающие выход из кризиса. Новые лидеры Украины просят 35 миллиардов долларов. Деньги предоставляют США и МВФ. Что-то придется дать и ЕС, хотя европейцы постараются получить Украину дешево. Представители ЕС уже заявили, что соглашение с Украиной будет пересмотрено, интересы восточных регионов и их предприятий будут учтены. На этом европейцы могут пока и остановиться.

Остается только одна проблема: украинские националисты. И здесь не все идет так, как хотелось бы США, ЕС или реалистично мыслящим украинским политикам. Принятый Верховной Радой пару дней назад запрет на русский язык – сигнал очень плохой.

Это дает возможность Кремлю использовать самый главный свой резерв в Украине – русскоязычное население. Особенно в Крыму, который чувствовал себя всегда русским, связанным с Россией историей, генами, кровью. Использование Януковичем крымского спецназа на Майдане еще больше углубило раскол между Крымом и Киевом. Раскол на крови трудно преодолеть.

Крым уже заявил о своем неподчинении Киеву. Пока это лишь заявления, но идет создание народных дружин самообороны, создаются новые органы власти. И этот процесс объективно ведет Крым в Россию, а Россию к конфликту с Киевом, Вашингтоном и Брюсселем.

Здесь могут быть два варианта:
Крым занимает все более жесткую позицию, отказываясь от украинской государственности, настаивая на своей независимости, и обращается к России, требуя присоединения к ней.

На это объективно играют действия украинских националистов, законы, которые в националистическом угаре принимает Рада, сносы памятников (например, памятника Кутузову), требования суда над спецназовцами, угрозы выдворения русских из Украины. Кстати, в репортажах «армянского» «Раша тудей» тема украинского национализма стала занимать самое главное место, что показательно.

Если Крым займет предельно жесткую позицию, и Россия твердо заявит о готовности защитить население, то подобные процессы могут начаться и в других регионах Восточной Украины. И чем более пророссийской будет позиция восточных и южных областей Украины, тем более сильные позиции будут у России в борьбе за влияние в новой Украине.

Нужно учитывать и внутриполитический фактор: если Путин присоединит Крым и Донбасс к России, на какое-то время он станет героем русских националистов и получит огромную поддержку населения, которое забудет на время о коррупции и неэффективности его режима. Поддержка националистов для Путина важна. Сила националистов, готовых к насилию и решительным действиям, проявилась на Майдане. Получив поддержку русских националистов, Путин значительно ослабит оппозицию. Нужен будет очень серьезный экономический кризис, чтобы антипутинские настроения захлестнули общество вновь.

Проиграв начальную и центральную части украинского кризиса, Путин может получить огромный выигрыш в конце.

Сейчас Путин – единственный политический лидер, а Россия – единственная страна, заинтересованные в разделе Украины. При этом, приз огромный: для России — возвращение обширных территорий с мощным экономическим, людским и природным потенциалом, а для Путина — место в истории не как руководителя наиболее коррумпированного режима в истории России, а как «собирателя русских земель».

Однако, не все зависит от Путина и Кремля. Главный фактор, который может обеспечить ему возвращение Крыма и других русскоязычных территорий России, — это решимость самого населения. Ни о какой интервенции сейчас речи идти не может. Россия может выступать только как защитница населения, русских в Украине, которым угрожают украинские националисты. Таким образом, украинские националисты стали союзниками Путина и России. Чем больше они будут демонстрировать свою ненависть и непримиримость, тем больше шансов у Путина и России вернуть земли.

Всплеск национализма в западных областях Украины и Киеве не даст возможности США и ЕС блокировать присоединение русскоязычных областей к России. Крику и шума будет много, но Вашингтон, Брюссель и Берлин в итоге решат отдать России часть Украины, предпочитая не идти на открытый конфликт, который грозит огромными потерями всем. Запад, в любом случае, свой приз уже обеспечил.

Именно проблема украинского национализма будет определять в ближайшее время действия Киева, Вашингтона и Брюсселя. Если они хотят сохранить единство Украины, они должны утихомирить националистов, успокоить русских, предоставить им льготы и права. Например, может быть предложена широкая автономия Крыму, Одесской, Харьковской и Луганской областям, Донбассу. Если перед населением встанет выбор: автономия или война, то многие выберут автономию. И тогда Путину придется остановиться на более скромных «достижениях»: обеспечении прав русскоязычного населения и сохранения Севастополя как базы Черноморского флота.

Таким образом, судьба Крыма, Одессы и Восточной Украины решается не столько в Москве, сколько в Киеве, Вашингтоне и Брюсселе. Если западным лидерам и киевским политикам не удастся обуздать националистов, то обвинить Москву будет не в чем. Хотя, при слабости информационной машины Путина, западные СМИ, наверное, попытаются это сделать.

Однако для этого сценария нужна воля и решимость. У Вашингтона и Брюсселя воля и решимость есть. У украинских националистов тоже. А вот есть ли воля и решимость в Кремле, пока сказать сложно. Кремль молчит на протяжении всего украинского кризиса, если не считать невнятного бормотания Лаврова и его призывов не вмешиваться во внутренние дела Украины, когда министры ЕС и высшие чиновники Госдепа США не вылезают с Майдана. Или дебильного призыва Медведева к Януковичу «не быть тряпкой». Или уж совсем неприличного, бабьего заявления Матвиенко о том, Севастополь сам разберется… Это не заявления.

Москва молчит. Путин молчит. О чем говорит их молчание? Об интенсивных закулисных переговорах, в том числе по разделу Украины? О гарантиях по защите интересов России при полной потери ее влияния? О том, что Путин ждет, когда русские украинцы определятся с выбором, проявят недостающую Москве решимость?

И что будет в России, если Путин молча уступит Украину и Севастополь? Кто в России это ему простит?
Киев, ЕС и США успокоят русскоязычные регионы, купят лояльность местных олигархов и бюрократии.

Россия и Запад тоже договорятся и придут к компромиссу.

Будет выработан план действий, который позволит учесть интересы России и русскоязычного населения Украины при переходе политического контроля над Украиной в руки Вашингтона и Брюсселя.

В частности, может быть подписано соглашение, в котором стороны примут на себя обязательства по обеспечению проведения реформ украинской экономики, конституционной реформы, наделяющей русскоязычные регионы правами автономий, сохранение Севастополя как базы российского флота и так далее.

Россия может стать не только одной из сторон, которая примет участие в разработке такого соглашения и его подписании, но и гарантом, наряду, например, с США и Брюсселем, его выполнения.

Россия может участвовать и в финансировании реформ в Украине, реконструкции предприятий, например, оборонного комплекса, если, конечно, США не решат эти предприятия закрыть. А это очень возможно. Ликвидация предприятий ракетостроения в Украине, как я уже отмечал, приведет к уничтожению ракетного потенциала России, созданного в период СССР. Без всяких соглашений и т.п.

Но и это не все проблемы, с которыми предстоит столкнуться России. Не вызывает сомнений, что предстоящие реформы в Украине будут проходить под жестким контролем Европы и США. На Украину будут распространены основные законы и нормы права, стандарты ЕС. Это означает принятие жестких антикоррупционных мер. Чтобы ни говорили сейчас политики, но через некоторое время начнется «зачистка». Сначала клана Януковича, а затем не по кланам, а по законам. То есть, западные страны начнут проверять партнеров, клиентов, финансы и контракты, стремясь обеспечить себя защитой от обвинений в связях с коррупцией.

Это приведет к зачистке экономического и социального поля в Украине. Однако, Украина и Россия связаны между собой неизмеримо больше, чем, например, Россия и Германия. Слишком многое намешено и перемешано в Украине. Зачистка в Украине будет означать зачистку российских структур, компаний, вовлеченных в украинские дела, начиная с Газпрома, и заканчивая, например, поставщиками гранита в Кремль.

Криминальному режиму, созданному в Украине двадцать лет назад, будет нанесен смертельный удар. Произойдет замена РЕЖИМА, СИСТЕМЫ. И как это отразится на России, на путинском режиме, если Украину превратится в плацдарм для подготовки кадров оппозиции, проникновения в Россию оппозиционных настроений, идей, финансирования проекта российского Майдана?

Будет ли это тем призом, который хотел получить Путин?

Однако, при всех раскладах, при всем могуществе участвующих в украинском кризисе зарубежных игроков многое будут решать сами украинцы, их новые лидеры. О специфике Украины забывать не надо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий