Юрий Вершов
Криминальный клан Аслана Усояна по кличке Дед Хасан начал доказывать свое право на существование и без убитого лидера. Первый удар был нанесен по участникам декабрьской сходки в Дубае, на которой, как подозревают соратники Усояна, оппоненты и могли вынести ему смертный приговор. В Абхазии застрелен участник этого мероприятия Астамур Гулия. Безусловными лидерами в клане Деда Хасана стали четверо курдов-езидов – Мирон, Садко, Юра Лазаревский и Тимур Свердловский.
По данным источника в правоохранительных органах, главной "головной болью" Аслана Усояна последних месяцев стала состоявшаяся в декабре 2012 года в ОАЭ сходка противостоящих ему "воров в законе". Ее организовали главные оппоненты Деда Хасана – Мераб Дженгвеладзе (Мераб), Ровшан Джаниев (Ровшан Лянкарянский), Джемал Микеладзе (Джемо). А по результатам мероприятия они вместе с соратниками короновали 16 человек — потенциальных врагов Усояна. Дед Хасан вместе с членами своего клана отказался признавать этих людей "ворами в законе", о чем сразу же были уведомлены обитатели тюрем и представители криминального мира. Тогда ряду новоиспеченных "законников" были выданы своего рода "верительные" грамоты — письма, в которых, Мераб, Ровшан, Джемо и их соратники подтверждают воровские полномочия своих избранников и просят заключенных не обращать внимания на заявления клана Усояна. В свои регионы "малявы" должны были доставить и распространить сами участники сходки в Дубае. Так, в Белоруссию письмо привез Павел Алексеевич по кличке Паша Паштет, а в Абхазию — Астамур Гулия (Астик Сухумский).
"Мир дому нашему и всему люду достойному, в нем живущему! Во благо хода воровского мы ниже обозначенные Воры ставим вас в курс, что 10.12.12. состоялась сходка, на которой был поднят вопрос о недопустимости заочных решений. Всеми Ворами, присутствовавшими на сходке, а также теми Ворами, которые были на связи, было принято решение не менять наших воровских законов. Судьбу Вора можно решить только на сходке и в его присутствии. Весь люд, живущий нашей жизнью, понимает, о чем идет речь. Детально всем интересующимся при встрече Воры объяснят лично. Также обращаем ваше внимание на то, что Воры свои вопросы решают сами. Нам не нужны ни посредники, ни адвокаты. В наши дела никто не может вмешиваться, кроме нас самих. Дабы не возникало недоразумений, вы не должны брать во внимание звонки, в которых пытаются хоть как-то очернить воровские Имена. Кто бы за этим звонком не стоял. Это касается также смс.
Со всей душой мы доводим до вас новость, что наша семья пополнилась следующими братьями: Леха Злак, Хаджи, Паша Паштет, Руфат Гянджинский, Астик Сухумский, Руслан Лебедь, Манчо Сухумский, Толян Тольятинский, Тенгиз Хоча, Ахмед Шалинский, Олег Муму, Гио Жорка, Хамзат Ингуш, Лаша Печерский, Саня Медвежонок, Янка.
С жиганским приветом к вам…"
Дальше перечисляются "воры в законе", подписавшиеся под этим обращением, в том числе Тариел Ониани (он сделал это из колонии), Мераб, Джемо, Ровшан, Серега Ветлаг, Рома Курд, Мераб Бахия, Коба Сухумский, Мамука Микеладзе (брат Джемо), Ираклий Пипия и т.д.
По данным оперативников, для того, чтобы лично поддержать своих 16 ставленников, перед новогодними праздниками в Москву из-за рубежа прилетели Джаниев, Микеладзе и Джангвеладзе. А 16 января их главного оппонента Усояна застрелил снайпер. Еще до убийства клан Деда Хасана предложил 16 новоиспеченным "криминальным генералам" покаяться и отказаться от "воровской короны", полученной он "недостойных" гангстеров. Некоторые согласились. Тех же, кто отказался, похоже, ждет печальная участь. Первым в этом списке стал Астамур Гулия. Его в минувшие выходные застрелили в Абхазии.
Что касается состоявшихся в воскресенье похорон Аслана Усояна, то они прошли крайне непросто. Изначально Деда Хасана планировали предать земле на Ваганьковском кладбище, рядом с его другом Вячеславом Иваньковым (Япончик). Похоронам последнего власти никак воспрепятствовать не могли – на Ваганьковском покоится мать Япончика. А вот родственникам Деда Хасана они отказали. По данным оперативников, члены клана Усояна предложили похоронить его в Краснодарском крае. Но сестра и вдова погибшего настояли, чтобы Деда Хасана доставили в Тбилиси и предали земле на Кукийском кладбище, где хоронят местных курдов-езидов. Как рассказал "Росбалту" один из жителей Тбилиси, в городе есть два Куийских кладбища — старое и новое. "Старое — попроще, на нем и покоится мама Аслана Усояна, — отметил собеседник агентства. — А на новом похоронены родители Захария Калащова ("вор в законе" Шакро молодой – "Росбалт"), он привез их останки из Армении. На могиле стоит огромный замок из мрамора, а во время каких-то знаковых событий туда привозят холодильники, забитые продуктами, и всех угощают. Все это оплачивают люди Захария".
Однако и с Тбилиси не сложилось. Российские оперативники, изначально говорили: власти Грузии не дадут похоронить там Усояна. Но в Тбилиси на прошлой неделе дали понять, что не будут мешать доставке тела Деда Хасана и не станут задерживать участников мероприятия, если они не находятся в розыске. Однако позже передумали. Уже когда "чартер" с гробом и сопровождающими лицами в пятницу летел в Грузию, из этой страны поступило известие, что никаких гарантий никто не дает: согласно местным законам, любой "вор в законе" сразу должен быть арестован. В результате самолет вернулся в Москву, а похороны состоялись 20 января на скромном Хованском кладбище.
Большинство "воров в законе" попрощались с Дедом Хасаном еще в пятницу, в ритуальном зале Троекуровского кладбища. Поэтому, несмотря на большое количество собравшихся на Хованском, "законников" среди них оказалось мало. Пришли "криминальные генералы", которые и должны встать во главе "империи" Усояна: Дмитрий Чантурия (Мирон, племянник Деда Хасана, новый лидер клана), Темури Мирзоев (Тимур Свердловский), Василий Христофоров (Вася Воскрес). Также к новой верхушке клана в правоохранительных органах относят Юрия Усояна (Юра Лазаревский) и "вора в законе" Садко. О последнем известно меньше всего. Он, как и Усоян, курд-езид, но в свое время принял мусульманство. У Садко мощная ОПГ в Казахстане, где он и живет. Летом и осенью 2012 года Садко постоянно прилетал в Москву к Деду Хасану и помогал ему в решении различных задач клана.